вторник, 26 января 2021 г.

Отличные книги. Придуманные миры.

 В этом  обзоре я расскажу о двух книгах, в которых очень отличается все - начиная от времени повествования и заканчивая сюжетом. Но объединяет их одна очень важная сюжетная линия - придуманный сказочно- фантастический мир. И совершенно непонятно, как они оказались в моем списке для чтения в одном месяце. Есть над чем подумать...

1. Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания".

 Я не знаю, есть ли люди моего поколения, которые не читали в детстве эту книгу? Я читала. А сыновья и дочка - уже нет. С Аней пробовали вслух, но где-то на 20 странице я нашла закладку. И к декабрьской теме "географические объекты  в названиях произведений" хотела освежить  в памяти сюжет книги. Успела только в январе. 


Время действия - 1914-1919 год.

Действующие лица - Леля и Оська Кассиль, мама- пианистка и папа-  врач. Ученики гимназии, в которой учились  Лелька и Оська. Кондуит - страшный журнал проступков и наказаний гимназистов, который хранился под замком в учительской. Царь и подданные королевства Швамбрания, страны которую придумали Леля и Ося 8 февраля 1914 года.

Книга рассказывает о жизни и взрослении  двух мальчиков из интеллигентной еврейской семьи. Леле- Льву в 1914 году было 9 лет. А Оське - Иосифу- около 4. Леля с домашнего образования перешёл на гимназическое, сдав экзамены. И подробности школьного быта, обучения, детских проказ, шалостей составляют основу сюжета. Кондуит, как дамоклов меч, над каждой детской головой. Бездушные учителя, оставления без обеда, долгое стояние и бесконечные унижения... Так было?  Или это написано в угоду советской власти? Учителя - мужчины, о которых жалеет наша школа сейчас, это какие-то неврастеники и психопаты. Ни уважения, ни интереса к своему предмету. Орать, наказывать, заставлять - это хваленая школа?  Директор - сухарь и чиновник до самых кончиков туфель, по кличке Рыбий Глаз, "господин в форменной фуражке. Глаза у него были тусклые, снулые, как у рыбы на кухонном столе." У меня мурашки по коже бегали, когда я читала про школьные будни. 

Первый день в гимназии. Перекличка.

"- Здесь!- оглушительно выпалил я.

Инспектор удивился:

; Маленький, а горластый!Вот так взревел! Недаром Львом называешься. Сколько лет?

Чтобы угодить второгодника, я решил состоит:

- Полдесятого!

Инспектор спокойно сказал:

- А вот я тебя, Лев, царь зверей...прохвост этакий, без обеда оставлю до половины десятого, тогда ты узнаешь, как острить....Это зачем у тебя на обшлаге пуговицы? Здесь по форме не полагается, так что нечего и выдумывать. Он подошёл и взял меня за рукав. Потом вынул из кармана какие-то странные щипцы и вмиг отхватил лишние, по уставу не полагающиеся пуговицы. 

Теперь я был весь по уставу."

Другая жизнь ждала Лелю дома. Придумав вместе с Осей необычайную страну Большого Зуба и назвав ее Швамбранией, дети на много лет вперёд обеспечили себя необычной игрой. И опытным путем выяснили, что создание территории игры невозможно без знаний об окружающем мире. "Необходимо было пересмотреть границы нашей Швамбрания. Так появилась новая карта.

Но тут мы заметили, что борьба лежит не только в основе географии. Какая-то борьба правила всей жизнью, гудела в трюме истории и двигала ее. Без нее даже наша Швамбрания оказывалась скучной и безжизненной. Игра становилась стоячей, как вода в болоте. Мы не знали тогда, какая борьба двигала историю. В нашей уютной квартире мы не могли познакомится с великой, всепроникающей борьбой за существование. И мы тогда решили, что все это- войны, перевороты и т. д. - просто борьба хорошего с плохим... Вот и все. И чтобы швамбранская игра развивалась, пришлось поселить в Швамбрании нескольких негодяев." А какая там география! "Необычайно симметричной получилась на карте наша Швамбрания. На западе- горы, город, море. На востоке - горы, город, море. Налево- залив, направо - залив. Эта симметрия осуществляла ту высокую справедливость, на которой зижделось Швамбранская государство и которая лежала в основе нашей игры. Швамбрания была страной сладчайшего благополучия и пышного совершенства."

"По синим волнам океана корабль несся на всех парусах. Был остров на том окиане. Пустынный и мрачный гранит. Назывался он островом Наказан и входил в Пилюльский архипелаг. Там был мыс Угол. На мысе, в ракушечном гроте жила Черная королева... Она выглядела неплохо, только заплесневела немножко. 

Затем мы миновали опасные острова Хину, Биомальц, Микстуру, Какао и Рыбьежирск. Дойдя до мыса Конек, мы увидели вершины Кудыкиных гор и недосягаемую вершину Ребус. Но мы повернули на запад и вошли в пролив Школяров. Мы приближались к острову Лукоморье."

Пришло время революции. Детям было интересно. Они воспринимали как приключение, все что с ними происходит. И пришло время, когда окружающие сказали, что  жизнь- это не игра. 

"Я увидел золотую раму. В нее был вправлен чудесно изготовленный зимний ландшафт. Голубое молоко луны заливало панораму. Отлично были скопированы Покровские амбары. В крохотных домах горели красные огоньки.

- Похоже?- спросила Клавдия.

- Очень! - сказал я.-  Только красивее гораздо, чем в действительности. Кто это сделал?

- Дина это сделала, - смеялась Клавдия, - и тебе обязательно показать велела. Гляди! Гляди! 

Вдруг я увидел, что через панораму движется миниатюрный извозчик. В ту же минуту игрушечная ночь отпрыгнула назад... Рама была вставлена в большом окне. Окно выходило на площадь.... Никогда бы не подумал, что эта прекрасная ночь и все, что было  сегодня на нашем вечере, могло происходить на простой земле. Туман скучной недействительности пал на Швамбрания. Швамбранская почва ускользала у меня из под ног. Но в эту минуту я услышал обидный смех. Я оглянулся. Дина стояла за мной в толпе ребят.

- Значит тебе, выходит,  золотая рамочка нужна? Тогда и Покровск в Швамбрании превращается? Эх, ты!...

- Я вам объясню, ребята,- сказала Донна Дина.- Тут виной всему старая пословица: там хорошо, где нас нет. Но вот один известный коммунистический писатель так писал: пролетариату незачем строить себе мир в облаках, потому что он может основать и основывает свое царство на земле. И для того у нас Пролетарская революция, чтобы было там хорошо, где мы." Леля с Осей ушли от смеющихся сверстников, а Дина сказала, что "они вернутся работать, а не играть."

В книге показано, как строился новый мир - больно, с кровью, с потерями и непринятием инакомыслия. И Лев Кассиль, я думаю, по идеологическим соображениям, так похоронил эту игру. А с другой стороны, игра - это жизненный сюжет. И из нее вырастают, когда приходит время взросления. Герои выросли.  У них изменилось кардинально все в жизни. Но память о Швамбрании и ее роли в жизни  автора осталась, ведь он решил рассказать всем эту прекрасную историю. 

Ещё одно я заметила, читая эту книгу, что читается она не быстро. Хоть и шрифт средний, а не мелкий. Надо вдумываться и вчитываться. Это книга с подробностями жизни, быта, с описаниями. Читать рекомендую всем! 

Вторая книга- Фредерик Бакман "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения". 


Эту книгу начинала слушать в аудиоформате. Абсолютно не пошла. Читая восторженные отзывы, заказала в бумажном варианте. Открыла-закрыла. Прошел год. Прочитав  отзыв Надежды Волобуевой, решила: пора! 

Время действия: одна короткая зима современной жизни.

Действующие лица: девочка Эльса- 8 лет, бабушка Эльсы - 78 лет, мама и папа Эльсы, таинственный Полукто, жильцы дома, где живут Эльса- и бабушка. Ещё есть фантастическая страна Просония с семью королевствами.

Я думаю, что книгу все читали. Коротко о сюжете. Эльса- и бабушка большие друзья. Но бабушка заболевает и умирает, оставляя Эльсе письмо для одного человека. И нужно найти все письма и передать их конкретным людям. А люди эти, оказывается, живут в этом же доме, кто этажом ниже, кто рядом. Эльса- смышлёная девочка и как детектив, она распутывает всю историю. О жизни, об отношениях, о роли бабушки в жизни  многих людей. Попутно рассказывая сказки о стране, которую выдумала бабушка для Эльсы. 

У меня очень много вопросов по книге. Хочется сказать: так не бывает! Не верю! 

Образ бабушки."На самом деле бабушка- гений. Просто она немного с приветом. Вообще раньше она была врачом и получила много наград. Журналисты писали о ней статьи,, бабушка ездила в горячие точки по всему миру, когда все остальные оттуда сбегали. А она спасала людям жизнь и боролась со злом на земле.Но под конец кто- то сказал ей, что она уже слишком старая, чтобы спасать чужие жизни. Хотя, подозревает Эльса-, этот кто- то имел в виду, что бабушка слишком ку-ку".  Ну я бы тоже подумала, что бабушка "ку- ку", если бы я видела, как она перелазит через забор зоопарка,  бегает раздетой по торговому центру и перед сожителем Эльсиной мамы, бросается землёй в полицейского. То есть ее поступки совершенно не соотносятся с ее благими намерениями защитить и уберечь внучку Эльсу от всего мира. Я стала замечать, что мое мнение- это мнение старой зануды. Просто когда представляешь эту ситуацию в реальной жизни, как то не по себе становится. Эпатажность как способ выразить протест понятна в подростковом возрасте. Почему не уважают заслуженную бабушку без ее дерзких поступков? За спиной у бабушки- тысячи людей, которым она делала добро, которых спасала. Но  они открываются только после ее смерти. Да, бабушка просит прощения... У тех людей, с которыми она прожила бок о бок полжизни. И никто не знает, что за узы их связывают. 

В конце все закончилось хорошо. Даже Бритт Мари, которая бесконечно раздражала своим поведением, оказалась не такой противной. 

Очень покоробило то, что у беременной Эльсиной мамы в животе находится Полукто. Или это особенности перевода? То есть не мальчик, не девочка - ждут ребенка и не хотят знать его пол. Но вот это склонение Полукого... 

Отдельная история - сказочная страна. Она вплетена в рассказ, связана с героями реальной жизни. Именно через нее Эльсе даются знания и эмоциональная помощь в непростых ситуациях, с которыми она встречается в школе. 

Все заканчивается хорошо. Эльса находит  настоящих друзей и понимает, что сказка- она совсем рядом. Читая книгу, испытывала разные эмоции - и смеялась, местами вытирала слезы. 

Книги отправляются в блог "Пишичитай" для участия в марафоне "Отличная книга". Это семейные истории, безусловно.