воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Мои кулинарные книги #3. Кулинарные истории

Пришло время показать книги по кулинарии и домоводству. А то все тетрадки и учебникирукописные блокноты, можно подумать, что больше ничего и нет. А вот и есть!  Самая первая книга из моего далёкого детства "Домашняя кулинария"( издательство "Беларусь", 1973 год).

По содержанию она обширна: рецепты 500 блюд, сведения о продуктах, о кухонных принадлежностях, о посуде, сервировке стола. Мое внимание в первую очередь привлекала выпечка, а все остальное отодвигалось с глаз подальше. И вот  из этого получилась семейная история. Когда мы начали встречаться с будущем мужем я его, конечно, угощала выпечкой собственного производства. И обед я могла приготовить худо-бедно. И однажды, когда его родители отдыхали в санатории, он мне предложил сварить щи. Щи? Не вопрос вообще! Но тут надо сказать, что все овощные супы я не ела со времён детского сада. Щи, борщи, холодник, окрошки, рассольники- все шло мимо меня. Просто не ела. От слова совсем. До сих пор картинка перед глазами: вся группа спит, а я сижу перед тарелкой с борщом. И не ем. И спать меня не отправляют. А заставить меня нельзя было: чревато последствиями. Так вот, мне было предложено сварить щи. Технология известна, а признаваться, что я ЭТО не ем или не умею?! Я же умею. И суп закипел. Все сделала, как надо: и капусту кусочками порезала и чего-то там добавила. И даже я его ела, представляете! Что я могу сказать? В памяти сохранился суп как суп. Без заправки, конечно, без зажарки, естественно. Мне муж потом сказал, что больше он его не ел. Единственный вопрос был:" а почему капуста кубиками?" "Не знаю, а как надо?" "А надо соломкой. Ты что, не знаешь, как щи варить?" Потом рассказ о том, как я варила щи с капустой кубиками,стал традиционным у нас в семье. И добавляется всегда за праздничным столом: "ее вкусные пироги и торты были веской причиной для женитьбы." Каково же было мое удивление через много-много лет, когда я, будучи на обеде, увидела в тарелке со щами капусту кубиками! Готовила женщина, много лет проработавшая поваром в ресторане. И я у нее спросила, почему капуста кубиками? А она ответила, что по технологии капуста режется не соломкой, а именно кусочками. Рецепт здесь есть. И для себя я была реабилитирована. Может быть, это с уроков домоводства осталось, может, у нас дома так готовили, я не знаю. Но я все сделала правильно! 
 И моя семейная жизнь началась с обучения варке супов. И самой же есть пришлось! Все, что готовила. И вот тут как раз пригодилась эта книга. Конечно, я смотрела, как это делает моя мама, бабушка и свекровь, но и книжки читала.  Книга "Советы по домоводству" ( Минск, " Полымя", 1984 год ) у нас дома была в двух экземплярах: издание первое и издание второе, переработанное. 
В собрано столько советов на все случаи жизни хозяйки: начиная от хранения овощей и фруктов, приготовления блюд и застольного этикета, заканчивая домашней химчисткой, правилами уборки и ремонта, а также выращиванием комнатных растений. В старших классах школы я активно читала и тут же применяла советы на практике. Мама и бабушка были только рады. Наверно, для них то, что я делала было похоже на уборку по-японски, по методу КонМари. 
 Это одна из страниц с содержанием книги. Обратила внимание, как много тогда уделялось теме переработки черствого хлеба, чтобы ни кусочка не выбросить. "Белорусская кухня" (Минск, "Ураджай", 1984 год). Палочка-выручалочка. Тоненькая, а столько в ней простых в приготовлении, вкусных национальных блюд. И из картошки, из творога, из мяса и любимого сала. Такая крестьянская сытная еда, как в деревне из печки у бабушки. К слову, рецептом сырников из этой книги я пользуюсь до сих пор.
 В книге есть цветная вкладка с фотографиями с льняными скатертями, салфетками, глиняной посудой. Национальный колорит... " О кулинарии от А до Я. Словарь-справочник" В.В. Похлёбкин (Минск, "Полымя", 1988). О самом авторе, известном учёном и исследователе, можно прочитать здесь. А то, что книга эта- не сборник рецептов, а уникальный справочник, я могу вам точно сказать. Мы ведь жили в эпоху дефицита, не знали, что такое осетрина, стерлядь, марципаны, маслины. А в книгах русских классиков, помните, как описываются русские застолья? И я доставала этот кулинарный словарь и читала эти вкусные названия блюд русской кухни. Кстати, я совсем недавно попробовала стерлядь вяленую-привез и угостил родственник из далёких северных краев. Вкусно очень! И вот сейчас, листаю книгу и остановилась на слове "винегрет". Там все, как у нас: свекла, картошка, морковь, солёные огурцы и квашеная капуста, лук. Цитата:" Только лука чуть больше, чем остальных овощей, а моркови-чуть меньше. ..заправка -смесь слабого трехпроцентного уксуса, растет. масла, соли и черного перца". Классический русский винегрет включает обязательно рубленное крутое яйцо, небольшое количество мелкокрошенной сельди( предварительно вымоченной в молоке), но в этом случае не кладут капусту, а объем картофеля и лука увеличивают. Заправку делают отдельно... Хранить винегреты не следует, так как они быстро теряют вкус."  

 На сегодня все. Отправляю пост к Оле в Галерею

Комментариев нет:

Отправить комментарий