четверг, 26 октября 2023 г.

Читаю. Октябрь.

 Привет, друзья. Сегодня о чтении.

Книга за один вечер. 


Любимая Устинова снова не подвела. Взяла вечером после работы в руки ее книгу "Шекспир мне друг, но истина дороже" и около полуночи закрыла последнюю страницу. 

Так бывает при встрече со старыми друзьями. Они тебе рассказывают новости, а ты - им, но все знают, чем же все закончится. Потому что сто лет мы знакомы и все уже говорено- переговорено. Но от этих посиделок все равно так тепло и радостно. 

Роман рассказывает о служебной командировке московского режиссера и его молодого коллеги сценариста из Москвы в Нижний Новгород. Эта парочка, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон, будут расследовать драматические события, произошедшие в драматическом! театре. Смерть, отравление, попытка пожара, брошенные любовницы, нелюбимые жена и муж, герой- любовник. И инженю. Куда же без нее? Драма в духе Шекспира налицо.

Мне понравилось, что действие происходит в Нижнем Новгороде. Я там была в прошлом году. Но, к сожалению, драмтеатр не видела. Глаз цеплялся в книге за названия знакомых улиц и описания, словно я сама с ними там была. 

И конечно, у меня была своя любимая героиня, которой я сопереживала и сочувствовала. Прошло время, когда я видела себя наивной простушкой. Теперь я похожа... Нет, не так! Теперь на меня похожа Ольга Васильевна - Ляля - замдиректора театра по литчасти. В самом начале романа ее бросил молодой человек - ведущий актер театра. Они прожили вместе больше года и он понял, что пора покорять большие сцены в Москве, а тут в провинции - скука и его талант никто не ценит. Сказал, как отрезал. И ушел. А Ляля начала страдать. И вот как умеет автор романа написать, что я читаю и думаю: это же про меня!?

"Из литературы - она прочитала горы книг! - было известно, что жизнь не закончится, что пытка предстоит долгая и изощрённая, и все придет к тому, что Ляля... привыкнет. Привыкнет к одиночеству, к страданию и перестанет обращать на них внимание. Страдания и одиночество будут с ней всегда, но она... привыкнет. Так учили ее все великие писатели. Она привыкнет и научится "радоваться простым радостям". Простым - это значит старушечьим. Вот солнышко взошло, и слава Богу. Вот капель зазвенела и морозцем прихватило лужи - как славно. Вот скворушка на берёзе запел или снегирь по сугробу скачет - прелесть!.. Но до "простых радостей" ещё очень далеко, их нужно заслужить, переработать в них страдания. Радоваться снегирю просто так - нельзя, не получится. Это такие радости, которые даются через страдания!"


Вот эти строки - один в один про меня. Как я выбиралась из моря страдания и пучины тоски через простые радости. И сейчас ими живу и радуюсь. 


В конце книги ситуация немножко прояснилась и герой - любовник повел себя так неподобающе, что стало понятно - страдать из- за этого человека не стоит. Тогда Ляля берет из заветной шкатулки деньги, предназначенные для покупки ноутбука для любимого, и идёт в бутик в надежде потратить их на себя. Я думаю, что вы догадываетесь, в чем ходила Ляля в то время, когда любимый щеголял в лучшей одежде, которую она покупала. 

Сцена в магазине до того живая, словно мы подглядываем за героями. 

И снова я ловлю себя на мысли, что вот так и я, стояла в кабинке, а мне принесли красное! пальто. И я смотрела на него с ужасом: его разве можно носить?!

Но вернёмся к роману.

"Ляля зашла в кабинку, совершенно точно зная, что менять ничего не станет - зачем? И так понятно, что это все не годится, не годится совершенно!..

И она покосилась на штаны. 

... Я никогда а жизни не носила штанов, да ещё как будто с иллюстрации к "Тарасу Бульбе"!

В кабинке свет сиял особенно ярко, и было много зеркал. Ляля, отражавшаяся во всех, показалась себе неряшливой старухой. Подол юбки весь забрызган грязью, а она и не замечала...

Чтобы не стоять в дурацкой замызганной юбке, она стянула ее, стыдять себя, и кое- как напялила запорожские штаны. Мягкая податливая ткань была особенной на ощупь, приятной.

Ляля мельком глянула в зеркало и, зацепившись взглядом, уставилась, словно не узнавая себя в той, что там отражалась. 

Оказывается, она очень давно не смотрела на себя в зеркало. Она приблизила лицо и вгляделась...

Потом, не отводя от себя глаз, напялила остальное. 

...Как сказал этот Илья? Пусть будет рамка?...

Из рамки на нее глядела какая- то женщина, скорее молодая, чем старая, немного бледная, но бледность, пожалуй, ей шла. Странные одежды делали ее выше и легче, черты лица определились и как будто бы похолодели.

- Это я? - спросила Ляля сама у себя. - Это же я?.."

Ну вот, собственно и все, что я хотела рассказать об этой книге. Кто убийца? При чем тут Шекспир и московские гости? Купила ли Ляля себе вызывающие обновки по цене ноутбука? Была ли добрая фея? Вы узнаете об этом, если вдруг решите скоротать вечерок в обществе Татьяны Устиновой и ее героев. 


15 комментариев:

  1. Не знаю почему, но книги Татьяны Устиновой всегда игнорировала, даже когда нечего было выбрать другого. Но Вы так увлекательно рассказываете. что захотелось найти и прочитать. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, так бывает. Кого то мы выбираем, а кого- то нет. Я игнорирую книги Метлицкой. Одну прочитала и больше не хочу. Вам тоже можно одну на пробу. Но лучше из ранних.

      Удалить
    2. И я почему-то всегда мимо Устиновой прохожу.Но Лиля заинтриговала))

      Удалить
    3. Ира, надо просто одну книжку взять и прочитать. И поймёшь, надо ли тебе.

      Удалить
  2. Лилия, я очень люблю Татьяну Устинову и её книги! Раньше читала много. Сейчас не вижу её новые книги ни в библиотеках, ни в магазине.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я давно уже не покупала и не читала ее книг. А в библиотеке мне попались не читанные книги.

      Удалить
  3. Лилия, я читала "Шекспир..." и фильм по нему смотрела. Люблю Устинову и иногда перечитываю, люблю за умение держать интригу, за слог, за визуализацию образов и героев, недаром по ее книгам снято столько фильмов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, вот и мне Устинова нравится. Ныряешь в книгу с головой и живёшь с героями. Живо, эмоционально, ярко.

      Удалить
  4. Устинова была у меня, но очень давно, в прошлой жизни, лет 20 назад. Сейчас её не читаю. Может и вернусь.
    Но как же вкусно и заманчиво ты рассказала про эту книгу! Просто атас!
    Очень, очень часто я нахожу себя или хотя бы свою часть в героях книг. И от этого не бросаю читать, хотя другой человек может сказать, что книга неинтересная, пустая, скучная.
    Лиля, спасибо тебе за такое описание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, Юля меня Устинова почти со всеми книгами - антидепрессант. Так было и 20 лет назад с ее первыми книгами, так и сейчас происходит эта магия. Я давно не покупала новых книг и не читала, а тут в библиотеке не смогла пройти мимо. И так рада, что случилась эта встреча.

      Удалить
  5. Лиля,ты очень интересно преподнесла маленький эпизод!
    Поставлю себе заметочку про эту книгу,или фильм посмотрю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, когда что- то цепляет в книге, то и впечатления живые и рассказ интересный.

      Удалить