вторник, 9 апреля 2019 г.

Читаю. Март.

Запоздалые вести из собственной избы- читальни.
1. Прочитано три книги. Вернее, две с половиной.
2. Две из них - в отпуске.
3. Это значит, что изба- читальня пустовала полмесяца и читатели, т. е. я, снизили свою читательскую активность. Грустно?! Не знаю.
4. В апреле ситуация не налаживается, так как отсутствуют книги в свободном доступе, которые хочется читать. Посмотрим, что будет дальше.
Приступим...
1. Владимир Даль "Архистратиг".

 Это сборник рассказов. Никогда и не задумывалась, что создатель Толкового словаря ещё и писал книги. Свое кредо он выразил в словах:"Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать, что в жизни пригодится".
Он разбирался и в медицине, и в земледелии, в топографии, строительстве, торговле, инженерном деле. Даже в экстремальных военных условиях спроектировал мост через Вислу.
Книгу купила случайно. Открыла на одной из страниц и не смогла оторваться.
Стиль в лучших традициях русской литературы. Хотя, замечу в скобках, Даль был датчанин по происхождению.
Короткие ёмкие рассказы, подробности русского быта, юмор и ненавязчивое поучение- вот что привлекло меня в этой книге.
Я читаю по чуть-чуть, смакую. Это про нее я говорю: полкниги.
 Вспоминаю далёкие и забытые теперь старинные слова. Песня, а не книга!
А расскажу я про сказку "Иван- лапотник". Это она меня с первых слов поразила.
"- Слава тебе, Господи! Вот и дык надрал!- молвил Иван Лапотник, вошедшие в избенку свою, которая стояла на краю села и сама, как облупленная липка, без двора, без плетня,без забора, да чуть и не без кровли. Иван Лапотник был убог и гол: бывал когда-то хлебец, да только град побил, ранним снегом придавило, дождями поааляло, а там ещё и мха напала; последнюю прабху сам съел, а семян на посев не осталось ни зерна." И вот как не осталось у него ничего, так и взялся за ум. Стал лыко драть и лапти плести.
Это была присказка. А сказка началась тогда, когда он говорит, сплетши лапоть,  своей бабе:" скажи слава Богу, вот и лапоть поспел! " И что вы думаете, сказала эти слова баба? Нет, не сказала, но история из этого обыденного  эпизода получилась замечательная. События увеличились, как снежный ком.   Но больше я вами ничего не скажу.  Но развязка у  сказки  интересная. Читайте сами!
2. Сесилия Ахерн " P.S. я люблю тебя!"

Книгу читала давно, но след она оставила очень яркий, и я решила взять с собой ее в дорогу. Перечитать.
Ни одной минуты, проведенной с этой книгой, не жалко.
Многие и фильм смотрели, но мне книга ближе и понятнее.
Холли и Джерри созданы друг для друга. Десять лет они вместе. Но Джерри умирает. А Холли теряет смысл в жизни, теряет опору- Джерри был для нее всем.
И мама передает ей пухлый конверт, в котором лежат письма Джерри. Девять писем, по одному в месяц, она должна открывать. Там для нее подсказка, словно ориентир. И всегда приписка "p.s. я люблю тебя!" Джерри тоже любил свою жену и его любовь возвращает ее к жизни. Он вовлекает ее в жизненный круговорот, но такими путями, которые ей нужны для самопознания и обретения себя. Как сейчас говорят психологи- это не любовь, это зависимость от другого человека. Но им было хорошо вместе!
И этими письмами она обретает уверенность в себе, находит свой собственный смысл бытия и "целится в Луну".  И попадает! Очень трогательная и жизнеутверждающая книга.
3. Людмила Петрушевская "Номер один или в садах других возможностей".
В который раз убедилась, что фантастика- не моё совсем. Странная и страшная  книга. Учёный с другом отправляются в научную экспедицию, чтобы записать необычное пение одного из предсказателей исчезающего народа. А потом друг вдруг исчезает и оказывается в тюрьме и за него требуют выкуп. За выкупом главный герой- он же Номер Один - едет к директору института, направившего их в поездку. Директор не верит рассказам Номера один, а тот добавляет все больше и больше. Подробностей. Завлекает перспективой уникальных документов и записей. С этого начинается роман. Чего там только нет:  народ на грани вымирания, горловое пение, метапсихоз и переселение душ.  Детектив, хоррор и ребенок инвалид. Нищета и гранты, чернуха, унижение, кишки и прочее.. Ад! Первый раз читала этого автора. И последний. Такое было чувство, что идёшь по грязи. И хочется уже выбраться оттуда, но думаю: вдруг он освободит все- таки друга? И друг не друг, оказывается. И он - не он.
Вот и обзору конец. Кто дочитал, тот молодец! 

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия! Спасибо за обзор! Про книгу В. Даля знаю, но читала о-о-чень давно, возьму на заметку, чтобы перечитать. Мне тоже нравятся книги С. Ахерн, а вот Петрушевская удивила... Запомню, но вряд ли захочу читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, здравствуйте!
      Петрушевская не из тех книг, что хочется советовать. Я три раза за нее бралась, и просто заставила себя дочитать. Не смотря люди, которые это любят- ужасы, хоррор, но я к ним не отношусь. Спасибо за комментарий.

      Удалить
  2. Петрушевская всегда у меня вызывает чувство безысходности, озлобления, мне кажется, что она такой и в жизни была.
    Система её сломала и писать что то жизнерадостное, жизнеутверждающее она в принципе не могла.
    Читать её не люблю.
    Из этой же серии и Шаламов, так владеть словом, так образно и правдоподобно все описывать, что кровь стынет в жилах...а люди не хотят, чтобы кровь стыла. Потому мало кто его читает, я осилила один раз, окунаться еще нужны силы.
    Солженицынские описания лагерей по сравнению с Шаламовскими, детский лепет. Потому что хлебали из разных лагерных котлов. Шаламова система сломала не только физически, но и психологически, какие уж тут сантименты.

    Тоже не знала что Даль писал прозу, очень интересно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, это первая и последняя книга Петрушевской. Больше не осилю. Не люблю безысходность и ужасы. Шаламова не читала совсем. А теперь и не хочу. Но такая литература, наверно, тоже должна быть. У нее своя аудитория..

      Удалить
  3. Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать, что в жизни пригодится - утащила в свой цитатник)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, хорошие слова для действия. У нас такой муж- учится всему и очень много умеет.

      Удалить
  4. Лиля, ничего себе, "снизила активность"!
    Когда ты успеваешь все это читать? Да еще в отпуске?
    Далем я как-то... не прониклась, скажу так. Читала во студенчестве, заставляли - читала. Но без искры. Правда, это было тогда, как прочтется сейчас, не знаю...

    Про Петрушевскую ничего хорошего сказать не могу. Кому-то эта литература нужна. Я не читаю.

    Солженицына тоже не хочу, хоть и прочла с трудом (просто потому, что в принципе надо было знать). Шаламов - ужас.

    Мне уже давно достаточно моих знаний о ТОМ, что описывал Шаламов (архивы и прочее, что приходилось тоннами перемалывать по работе), дополнительно терзать душу я не хочу. Особенно фантазиями Петрушевской.

    Мне вообще странно, что зачастую в списках книг для молодежи у нас или в русскоязычном, к примеру, зарубежье сложился такой стереотипный список - из такой, в основном литературы. Ну, и плюс к ней бесшабашный, безусловно, талантливый легким игристым талантом пьянтос Довлатов. :)
    Особенно, если это в вузах идут подобные узкоограниченные курсы по советской, к примеру литературе. Мне кажется, что этого делать категорически нельзя. Таким образом, (мне кажется), у меня крадут родину. Потому что это далеко не единственное, что нужно узнать из книг о нашей ушедшей родине новому поколению. Это, как если бы мне по курсу американской современной прозы сунули список из книг с охудожествеленными, но со всеми нутряными подробностями воспоминаниями участника вьетнамской войны, или мемуары узников Гуантамо (там тоже все это ужасное, что и у Щаламова было и, что самое чудовищное, до сих пор есть, просто там зимы такой нет, полегче как-то тем узникам - это у меня такой неудачный черный юморок вылез).

    Немного не по теме высказалась.
    Лиля, прошу прощения. Просто сначала зацепилась за эту Петрушевскую, а потом увидела в комменте Ани Шаламова. Ну, и понесло. Извиняюсь. Но коммент оставлю в таком виде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, чего извиняться? Не за что. Сказала, что думала. Каждый писатель может быть для своей аудитории. Тот же Довлатов - он про жизнь тоже, и не о романтике, а о прозе жизни, но с юмором, хоть их горьким. Его хочется читать. А Петрушевскую- нет. Свои причины я уже написала. У других - будет к ней любовь, потому что имя на слуху. Не так, как Улицкая, но попадалось. Шаламова не читала, не могу о нем ничего сказать. Конечно, через них судить о литературе всего поколения и народа не стоит. А другие кто? Тот же Иванов " географ глобус пропил", Рубина, та же Улицкая. И кругом какой- то мрак.

      Удалить
  5. Лиля, интересный выбор, тоже начала через Петрушевскую переступать, уж дюже тяжело пробираться. Тут у Гали увидела Рубину первую часть Наполеоновского обоза, начинала и не смогла , взяла себя в руки дочитала последнюю главу первой части, а на второй понеслось, не могла остановиться, вторую книгу тоже проглотила, жду третью часть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, я больше и не возьму ее в руки. Я не втянулась, даже прочитав всю книгу. И не испытала ничего, кроме брезгливости или гадливости какой- то. Я пыталась найти в ней смысл и идею. Не нашла. Рубину жду.

      Удалить
  6. Лилия! Присоединяюсь! Столько прочитать! Очень трудно найти своего автора!К мнению о книгах Петрушевской присоединяюсь. Не пошла. У каждого писателя своя аудитория. Это как оно есть!
    Хорошего чтения и спасибо за подробный обзор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, а я думала, что я одна не понимаю про Петрушевскую-. Хотела даже ещё что- то взять почитать. Но это было ДО книги... Обычно я закрываю такие книги сразу, не пытаясь дочитать. А эту?! - антиреклама, в общем- то получилась. Спасибо!

      Удалить